Версия для слабовидящих

Версия
для людей с
ограниченными
возможностями
 

НОКОД

Наши достижения

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
870517

Гости сайта

Сейчас 46 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 Подготовила:

учитель-логопед первой квалификационной категории
Козлова Татьяна Николаевна

 

Значение подражания для речевого развития ребенка

(советы родителям)

В отношении ребенка важно различать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?

Существует много точек зрения на то, с какого возраста нужно начинать воспитание ребенка. Как-то к известному педагогу Антону Семеновичу Макаренко пришла мама, гордая своей педагогической активностью, и спросила:

-   С какого возраста мне следует начать воспитывать своего малыша?

-  А сколько ему сейчас? - ответил вопросом на вопрос Антон Семенович. - Всего три месяца, - отвечала мать.

-   Вы опоздали ровно на три месяца, - ответил Макаренко.

Еще более жестко на этот вопрос отвечает английская поговорка: «За 20 лет до рождения». То есть воспитание надо начинать с самих себя.

Можно ли говорить о том, что родители передают своим детям речь и умение общаться через генетические механизмы? В отношении заикания существует только повышенный риск его возникновения у детей заикающихся родителей, но не абсолютная неизбежность. Вместе с тем проявлению предрасположенности способствуют определенные условия, в том числе то, что можно назвать речевой небрежностью: торопливостью, нечетким проговариванием слов и особенно их окончаний, неправильно поставленные ударения, словом все то, что относят к общей культуре речи. Хорошо известно, что культура речи ребенка вырабатывается прежде всего в его семье. Языковеды сходятся в том, что человек обладает только готовностью к овладению языком, причем любым из известных на земле, а не только тем, на котором говорят его родители. Но у него нет предрасположенности к определенному качеству речи, если, конечно, у него нет нарушений интеллекта. Что касается поведения, то « изучение механизмов его наследования находится в самом начале пути. Пока можно говорить о том, что в какой-то мере наследуются самые элементарные навыки. Сложные, такие как умение общаться с другими людьми и тем более культура речи, вырабатываются по мере роста и развития человека.

Мы хорошо знаем из опыта, что при разговоре по телефону можно спутать голоса взрослых и их детей. Наблюдая за поведением ребенка - узнать жесты, мимику, походку, манеру смеяться и другие характерные черты его родителей. К сожалению, можно наблюдать споры между родителями, в кого уродился наследник. Порой они протекают в весьма драматической форме прямо в кабинете психотерапевта. Суть их сводится к тому, что, разделив черты ребенка на «хорошие» и «плохие», хорошие приписывают себе, а плохие - родственникам. Даже если действительно двоюродная бабушка мужа наградила вашего сына карими глазами и манерой шмыгать носом, не стоит уделять этому вопросу так много внимания и тратить на его обсуждение время и силы. Вы вряд ли сможете изменить цвет глаз, а обнаружение «виноватого» вряд ли будет способствовать более приличному обращению ребенка со своим носом. Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим образом. Она должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причине ребенок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полезно переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!»

Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».

Используйте естественный, природный интерес ребенка к тому, что вы говорите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конечно, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнительных условий, без критики. Он с благодарностью принимает любые ответы на свои / многочисленные вопросы. Не теряйтесь, если чего-либо не знаете. Важно, чтобы ваша речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения -чтение книг ребенку. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фундаментом его дальнейшего развития.

Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образное восприятие, и поэтому очень полезно бывает рассматривать картинки - они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это «обезьянничанье» полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».

Вообще полезно поощрять речь ребенка, но не любую, а только правильную. В наше меркантильное время получили распространение «экономическое» методы воспитания, то есть та или иная форма оплаты его успехов. Вряд ли стоит морализировать на эту тему, но отметим важное обстоятельство: поощрение имеет бесспорные преимущества по сравнению с наказанием. Это подтверждают не только практический опыт, но и специальные экспериментальные исследования. Тем более что наказание порой становится не средством научения или переучивания, а способом мести.

Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.

Хорошо известно, что дети усваивают характерные для родной семьи фразы, речевые обороты, иногда диалектные слова. Не следует опасаться таких «штампов», если они соответствуют литературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном употреблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копируют своих родителей, затем старших братьев и сестер. Эта способность проявляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания во что бы то ни стало, Он может надевать ваши вещи, подражать вашей походке или спать в вашей кровати, Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки, например, к курению. Но сам по себе этот механизм полезен, так как позволяет экономить время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни. Приспособительные возможности человека в значительной мере определяются < ранним периодом его развития и своеобразной платой за эти возможности является дли­тельность периода обучения. Указывают разные критические сроки усвоения основных навыков - от трех, пяти и в некоторых случаях до десяти лет.

В ранний период развития нервная система ребенка особенно пластична, готова к восприятию разнообразных форм поведения. Как и что в этот период усваивает ребенок от родителей? В первую очередь, это такое важное для речи качество как умение различать речевые звуки,

Трудность зачастую заключается не недостатке способности ребенка усваивать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведение ребенка подобно кривому зеркалу, показывает в гротескном виде нас самих- наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервность, грубость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.