Версия для слабовидящих

Версия
для людей с
ограниченными
возможностями
 

НОКОД

Наши достижения

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
920360

Гости сайта

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Кашковская Ольга Станиславовна

О влиянии СМИ на детскую речь.

Слушая детские диалоги о проведённых дома днях, начинаешь осознавать, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с родителями испытывают дети.

Телевизор, компьютер прочно вошли в обиход детей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет общение с близкими родственниками (бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки). Покупая ребёнку диски или компьютерные игры, родители заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-нибудь интересным. Однако, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причём не только для здоровья ребёнка (нарушения зрения, осанки и т.д.), но и для психического развития.

Одно из самых серьёзных и тревожных последствий – отставание в развитии речи.

Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь, не обращённая к ребёнку лично и предполагающая ответа, не затрагивает его волю и чувства, не побуждает к действию и не вызывает каких-либо образов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включён в диалог; причём участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими мыслями, чувствами, действиями. Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок говорил. Речь должна быть включена в его практические действия.

Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери, мы ведём внутренний диалог с собой. Если же внутренней речи нет, то человек становится крайне зависим от внешних воздействий. Он просто не способен удерживать в своём сознании какое-либо содержание или стремится к какой-либо цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно чем-то заполнять извне.

Ребёнку становится трудно воспринимать информацию на слух – он затрудняется удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у ребёнка ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их без зрительного образа – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им скучно слушать и читать даже самые интересные книжки.

Общение со сверстниками становится более поверхностным и формальным: детям не о чем говорить, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений. Дети теряют способность и желание чем-либо заниматься, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. Придумывание сказки ограничивается пересказом просмотренного мультфильма.

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютер? Да, если речь идёт о ребёнке дошкольного возраста, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана, не умеющему критически относится к той или иной ситуации.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребёнка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения и в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими…