Версия для слабовидящих

Версия
для людей с
ограниченными
возможностями
 

Наши достижения

Физ.развитие и оздоровление

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
827152

Гости сайта

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Кашковская Ольга Станиславовна 

Логопед рекомендует

Игры для развития речи и мышления дошкольников:

рекомендации родителям.

Довольно часто родители отдают своего ребенка в детский сад, потому что «детей там учат». В общем это верно, но ведь малышам так хорошо дома. И для него , и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой- самый радостный и комфортный способ познать мир и развиться.

Первый и главный вопрос для нее- чему учить? Благо, выбор огромен- спасибо прогрессу!  Сегодня 3- 4 летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона, но при этом  не может составить рассказ, описать событие, да просто коверкает слова. Поэтому начинать нужно с развития речи.

Приучите ребенка (и себя!) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными и систематичными. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин и в транспорте. Можно задавать вопросы и задания при ежедневной работе по дому. Т.е. в ежедневной жизни. Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения полезны тематические  занятия-  «Одежда». «Посуда», «Мебель» и т.д.

Малыш будет быстро расширять словарный запас, свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научиться характеризовать предмет и его действие.

Объясните малышу, как правильно произносить слова и звуки, стоить сочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали ,что количество имен прилагательных в речи детей гораздо меньше,чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания (« Какая собачка?», «Какой автобус?) . Основная цель- приохотить ребенка говорить много и правильно.

На прогулке, в лесу, в парке, на даче старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов. Сравните окраску листочков с разных деревьев , вот тут то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый». «изумрудный»., «салатный», «болотный». Найдите на полянке 3 цветка( травинки, шишки).Опишите одно из них, пусть ребенок догадается о чем идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами. Пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно величаво- торжественное, другое- веселое., третье- грустное.

Предложите найти 2 одинаковых листочка(камушка, цветочка), рассмотрите их внимательно, убедите ребенка в том, что как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Можно играть в игру «Что на что похоже?». Задавайте вопросы: Лист на что похож?, Чем? На что похож пень, коряга, ветка. Или видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству предметов: Чем лист похож на бумагу? ( толщиной. легкостью), А на травку? (цветом), а на каплю? (формой). Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие –придумывание загадок. Например, « Висит зеленая капля, как травка. Что это?»

Следующий вид упражнений- скороговорки. Важно. Чтобы дети поняли, что говорить нужно не только быстро, но и чисто.. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

- Ткач ткет ткани на платок Тане.

- Около кола колокола.

- Орел на горе , перо на орле.

- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произнести одну и ту же фразу с разной интонацией ( нежно, зло, вопросительно, радостно, удивляясь,  приказывая, громко, тихо).

- Милая моя, ты не спишь?

- Вы ели на завтрак мороженое?

- Скорее домой! И др.

Подобные задания помогут развить речь, воображение, избавиться от скованности, многие задания имеют комбинированный характер, развивая не только речь. Но и основные психические функции( память, мышление, внимание). Поиграйте с малышом, доставьте ему радость.

Потерявшаяся игрушка.

Поставьте на стол 5-6 игрушек или предметов. Предложить запомнить их, и закрыть глаза. Уберите 1 игрушку и попросите кроху отгадать. Какая игрушка потерялась. Постепенно можно увеличивать количество, а также заменить игрушки- картинками.

По аналогии можно играть в игру « Что с чем поменялось местами?»

Найди тайник.

Нарисуйте на бумаге план комнаты, спрячьте игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему.

Игры со звуками.

Называем слово, а ребенок должен сказать, с какого звука он начинается, какие звуки он еще слышит. Если ребенок хорошо справляется, попросите определить. Где находится звук?( в начале, в  середине или в конце).

Я к вам пишу…

Если ребенок знает азы чтения, можно использовать игру с магнитной азбукой. Напишите ему письмо  на холодильнике с помощью нее. Пусть ребенок его прочитает. Текст может быть как послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце (сначала из 2-3 слов, затем 5-6). Полезно с вашей помощью написать уже на бумаге письмо товарищу. Отправив его по почте или передав из рук в руки. В последствии ребенок будет писать письма уже самостоятельно.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению нужно использовать каждую возможность общения с ним : разговаривать о его делах. О том, что он увидел и услышал, о прочитанном. Обязательно следует ежедневно читать  ребенку детские книжки, стихи, рассказы, сказки , загадки. Желательно записать его в детскую библиотеку. У него всегда под рукой должно быть достаточно материалов для чтения, журналов.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные. Не навязывайте игру ребенку. Пусть выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашом фломастером, ножницами, бумагой, клеем .

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные места( лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк). Ограничивайте время просмотра телевизора. Смотрите передачи вместе, обсуждайте увиденное.

Маленькие дети любят и хотят учиться, это неоспоримый факт! В них спокойно существует мудрость и наивность, талант и невежество. С детьми необходимо заниматься дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Желаю удачи!