Версия для слабовидящих

Версия
для людей с
ограниченными
возможностями
 

НОКОД

Наши достижения

Изменения на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
920966

Гости сайта

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Почему так важно при приеме в детский садик многое уже уметь или что такое самостоятельность.
Невелева А.Р.

Что такое самостоятельность?

 

Самостоятельность – одно из ведущих волевых качеств личности, которое проявляется в критичности суждения, инициативности, адекватной самооценке, чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

 

Зачем нужна самостоятельность?

С детства мы познаем мир на примере сказок, наших родителей, ровесников и других окружающих. Если в сказках есть предметы-помощники (яблочко, клубочек, сани и т.д.), которые указывают правильные решения и делают за нас какую-то работу, то можно особо не задумываться. В реальной жизни приходится гораздо сложнее, особенно ребенку, тем более, если рядом нет родителей, от которых он привык получать помощь и ровняться на них. Чем старше мы становимся, тем больше нам приходится рассчитывать на себя. Самим заботиться о себе, обслуживать себя, выполнять ежедневные задачи, включая работу. Как же ребенку понять: какое решение принять? Правильно ли будет повторить сейчас за тем/той мальчиком/девочкой и другими людьми? И что делать, если не могу сам, да еще и помочь сейчас некому?

Критерии самостоятельности или как приучить ребенка к самостоятельности:

Мы выяснили что такое самостоятельность и зачем она нужна. Однако самостоятельность взрослого человека отличается от самостоятельности ребенка, и это важно учитывать.

Самостоятельность ребенка – это:

  • умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;
  • умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;
  • умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;
  • умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;
  • умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.

 

«Важно, как можно раньше (но не ранее трех лет) развивать у ребенка его автономию/самостоятельность, знакомя без навязывания с разными видами деятельности, людьми или группами» Ф. Дольто


Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:

1. Для раннего возраста:

а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).

б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.

в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.

2. Для дошкольного возраста:

а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.

б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).

в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием (более того, если у ребенка не получается, и он не знает, как – покажите, или частично помогите, в последствии уменьшая вашу физическую помощь, но не поддержку).

г) Самостоятельность ребенка — находить для себя занятия, если взрослые заняты (помочь придумать занятие, если ребенок еще не умеет себя организовывать).

 

«Необходимо, чтобы, начиная с рождения, была обеспечена непрерывность в процессе обучения ребенка: от приучения его к навыкам опрятности до приобретения им навыков, письма, чтения, счета, то есть до 8летнего возраста. Сначала ребенку следует предоставить самостоятельность, которая постепенно уступает место наставничеству; - это начиная с трех лет, но не ранее» Ф. Дольто.

 

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На пятом-шестом месяце жизни ребенок начинает предпринимать самостоятельные действия — садится, пытается достать игрушку и т.п.; к концу первого года жизни — стоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия. Таким образом, пробуждается стремление к самостоятельности, связанное с потребностью ребенка удовлетворить свои желания без помощи взрослых. На третьем году жизни в силу возросших физических возможностей ребенка ему становятся доступны разнообразные действия. В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т.е. закладываются основы самосознания.

Чтобы поощрить самостоятельность:

  1. Позвольте детям делать выбор.
  2. Показывайте уважение к усилиям ребенка.
  3. Не задавайте слишком много вопросов.
  4. Не спешите отвечать на вопросы.
  5. Предложите ребенку искать источники информации вне дома.
  6. Не лишайте ребенка надежды.

 

Используемая литература:

  1. Франсуаза Дольто «На стороне ребенка», Екатеринбург, 2013г
  2. Ю. Б. Гиппенрейтер «Поведение ребенка в руках родителей», Москва, 2015г.
  3. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили», Москва, 2014г.